Наши филиалы

За нарушение авторских и (или) смежных прав наступает ответственность в соответствии с п.1 ст. 48 Главы 5 Закона РК «Об авторском праве и смежных правах»

Вакансии "Өрлеу"

Итоги Республиканского семинара-совещания «Уровневые курсы повышения квалификации педагогов: роль в обновлении содержания образования»

pdf_icon 2096

12 августа 2015 года ФАО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по Павлодарской области провел республиканский семинар-совещание «Уровневые курсы повышения квалификации педагогов: роль в обновлении содержания образования».

Цель семинара-совещания: обсуждение и обмен опытом работы по актуальным вопросам инновационной педагогической практики сертифицированных учителей в аспекте обновления содержания образования.

В работе семинара приняли участие:

Коптилеуова Б.А., начальник управления воспитательной работы и дополнительного образования департамента дошкольного и среднего образования МОН РК; 

Макатова Ж.А., директор Департамента по учебной работе и методическому обеспечению АО «НЦПК «Өрлеу», д.п.н., профессор;

Кабдыкаримова Ж.Ж., заместитель директора Центра педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы»; 

Устименко Д.А., начальник Уровневых программ АО «НЦПК «Өрлеу»;

Иванова Т.Н., заместитель руководителя образования Павлодарской области; 

тренеры Центров уровневых программ филиалов АО «НЦПК «Өрлеу», тренеры Центров педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», руководители методических кабинетов (районных, городских), педагоги и руководители общеобразовательных школ, прошедшие уровневые курсы. Общее количество участников- 180 человек.

 

Формат проведения семинара-совещания - дискуссионная площадка, стратегические мастерские, мастер-классы.

В выступлении начальника Управления воспитательной работы и дополнительного образования департамента дошкольного и среднего образования МОН РК Коптилеуовой  Б.А. обозначена стратегическая задача - улучшение качества всех звеньев национального образования. В связи с этим комплекс мероприятий по подготовке и проведению августовских совещаний этого года, утвержденный МОН РК, фокусирует внимание всей педагогической общественности  на   мерах по реализации стратегии по  обновлению содержания образования.

Обновление содержания образования предполагает наличие высокопрофессиональных педагогических кадров с новым мышлением, иными ценностями и профессиональными компетенциями. О состоянии и перспективах в подготовке педагогов на уровневых курсах рассказала Макатова Ж.А., директор Департамента по учебной работе и методическому обеспечению. Ею отмечены качественные показатели в динамике подготовки педагогических кадров всех трех уровней. С реализацией  новых проектов курсовой подготовки  и посткурсового сопровождения присутствующих познакомила Кабдыкаримова Ж.Ж., заместитель директора ЦПМ АОО «НИШ». Заслуживает внимания такая форма посткурсового сопровождения слушателей уровневых программ, как наставничество.

 

Исходя из актуальности темы августовского педагогического совещания 2015 года «Новые образовательные программы, инновации и компетентностный подход - шаги к успешной школе», заместитель руководителя Управления образования области Иванова Т.Н. представила гостям семинара  основные направления инновационной деятельности системы образования региона как важнейшее условие повышения качества обучения.

В ходе дискуссионной площадки «Инновационные педагогические практики как ресурс и фактор успешной реализации государственной политики в области образования в аспекте обновления содержания образования»  руководителями ЦУП Павлодарского ИПК ПР Оразаевой З.Н. и Кустанайского ИПК ПР Дядечко В.Ю. совместно с участниками семинара проведен Swot анализ возможностей и рисков в практике сертифицированных учителей.

 

Стратегические мастерские «Поиск альтернатив на пути к качественному прорыву в реализации новых идей» состоялись по 5 направлениям: для учителей начальных классов,  учителей гуманитарного цикла в школах с казахским и русским языком обучения,  учителей естественно-математического цикла, для руководителей школ.  На каждой из площадок рассматривались концептуальные основы и приоритетные направления обновления содержания образования, были определены стратегии действий на основе рефлексии собственной практики в формате групповых презентаций. Далее состоялись мастер-классы, ведущая идея которых – лидерская позиция учителя в процессе обновления содержания образования.

По завершении семинара-совещания подведены основные итоги и приняты рекомендации.

Рекомендации

Республиканского семинара-совещания

«Уровневые курсы повышения квалификации педагогов:

роль в обновлении содержания образования»

 

   Стратегические ориентиры развития образования, определенные Президентом Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым в Послании народу Казахстана «Нұрлы жол – путь в будущее», находят свое воплощение в комплексе инновационной направленности действий всех субъектов образовательного пространства.   

Обсуждение темы семинара-совещания в пленарной части, в рамках стратегических мастерских, мастер-классов по вопросам обновления содержания  образования позволили увидеть множество инновационных  идей, использование которых ориентировано на решение новых задач, связанных с предстоящим  этапом  развития образования.

Участники семинара-совещания отмечают:

в целом, содержание выступлений и материалов семинара-совещания отражает профессиональную позицию педагогов, их понимание своей роли в процессах обновления содержания образования, в обеспечении результативности  внедрения  новых методов, стратегий, подходов, основная цель которых – активизация мыслительных процессов учеников, достижение функциональной грамотности школьников как новой качественной характеристики системы образования.   

 Переход к новому уровню целостности образования нельзя осуществить путем чисто количественного изменения традиционных элементов или простого обновления их состава. Приоритет самостоятельности и субъектности индивида в современном мире требует развития умений мобилизовать свой личностный потенциал для решения различного рода задач и разумного нравственно-целесообразного преобразования действительности.

Обновление содержания образования должно стать хорошей мотивационной основой  для  активизации  самообразовательной  деятельности каждого педагога и коллективов в целом.

Для  успешного выполнения  задач по системному обновлению содержания среднего  образования участники семинара-совещания рекомендуют:

управлениям образования регионов, филиалам АО НЦПК «Өрлеу»:

-проводить широкую информационно-разъяснительную работу по вопросам обновления содержания образования, целесообразности и конкретности вводимых изменений, перспективности и последовательности перехода школ и классов на новое содержание образования;

-совершенствовать программы повышения квалификации педаго- гических кадров, предоставляя возможность получать информацию, оценивать и осмысливать взаимосвязь практической деятельности педагогических работников с  происходящими инновационными процессами в  содержании, методах  и способах обучения, критериях оценивания деятельности организаций образования;

- освещать в научно-педагогических и методических изданиях результаты психолого-педагогических исследований и открытий в области инновационной дидактики, а также опыт эффективной инновационной деятельности педагогов и организаций образования;

- планировать и осуществлять целенаправленную деятельность по изучению, обобщению и распространению лучшего инновационного опыта учителей, руководителей организаций образования, поощрять педагогические инновации, направленные на улучшение сложившейся практики обучения и воспитания;

-организовывать мониторинговые исследования  эффективности проводимой работы по обновлению содержания образования с публикацией и открытым  обсуждением итогов;

- содействовать проведению международных  семинаров- тренингов и учебных визитов как условия устойчивого инновационного развития системы образования республики, усиления международного сотрудничества;

руководителям организаций образования:

 -осуществлять  целенаправленную деятельность по формированию в коллективах  общих ценностей, способов деятельности, готовности к инновационному развитию в условиях обновления содержания образования;

-инициировать исследовательскую деятельность педагогов;

- содействовать формированию новой практики обучения и воспитания в логике основных составляющих процесса обновления содержания образования.

педагогическим коллективам организаций образования:

-  принимать активное участие в педагогических исследованиях по актуальным проблемам обучения и воспитания, стремиться к постоянной самореализации в профессиональной деятельности;

-осуществлять активную методическую поддержку начинающих педагогов в овладении новыми подходами, стратегиями обучения, ориентированными на реализацию компетентностного подхода и  результат;

- обеспечивать реализацию новой практики  обучения и воспитания в логике основных составляющих процесса обновления содержания образования, в том числе:

 - развивать и внедрять эффективные стратегии обучения и преподавания, обеспечивающие формирование навыков широкого спектра, реализацию потенциала всех обучаемых;

-  развивать рефлексивную культуру, необходимую для эффективного взаимодействия в сообществе с целью преодоления профессиональных затруднений.

учителям начальных классов:

 направить  профессиональную деятельность на  создание образовательного  пространства, благоприятного для:

развития навыков поиска, анализа и интерпретации информации с учетом возрастных особенностей детей младшего школьного возраста как основы для эффективной организации индивидуальной и командной работы;

 формирования пропедевтических знаний о человеке, природе и обществе;

 развития духовно-нравственных ценностей;

 формирования функциональных навыков обучения: считать, читать,

писать, логично излагать свои мысли, устанавливать причинно-следственные связи.

Оценку  результатов обучения осуществлять в логике критериального оценивания, обеспечивая формативное оценивание, как обязательный этап поддержки индивидуального развития каждого ученика, в процессе ежедневного преподавания;

учителям предметов естественно-математического цикла:

направить  профессиональную деятельность на  создание организационно-педагогических условий, способствующих:

-формированию и развитию естественнонаучной и математической грамотности учащихся, создающих основу для изменения процесса усвоения знаний от  запоминания информации к ее осознанию, пониманию и применению в различных контекстах;

-развитию навыков планирования, выполнения действия, анализа, оценки как основы проектной деятельности учащихся  в ходе изучения предмета «Проектная деятельность», при изучении других предметов данного цикла;

-совершенствованию навыков ИКТ-компетентности учащихся 5-11 классов.

При определении уровней достижения целей обучения в качестве основных показателей  считать не только  конечный результат, но и  подходы и действия, предпринимаемые обучающимися в  процессе выполнения работы;

учителям предметов общественно-гуманитарного цикла:

в фокусе развития навыков речевой деятельности на этапе обновления содержания образования обеспечить:

- четкое равновесие  обучения 4 навыкам: слушанию, говорению, чтению, письму;

-реализацию последовательности преподавания от этапа чтения к этапу отражения идей и далее – к письменной речи;

 -поддержку развития коммуникативных навыков через обучение на трех языках.

Международный опыт показывает, что для обеспечения соответствия образования вызовам времени, необходимо коренное изменение всей системы отечественного образования, его философии и методологии на принципиально новом, целостном понимании современной картины мира с учетом результатов исследований в области фундаментальных и прикладных наук.  В нашей стране этот процесс идёт.

Время для выполнения поставленных задач не должно быть потеряно.