Наши филиалы

За нарушение авторских и (или) смежных прав наступает ответственность в соответствии с п.1 ст. 48 Главы 5 Закона РК «Об авторском праве и смежных правах»

Вакансии "Өрлеу"

ИКТ в сельской школе – объективная необходимость

pdf_icon 1679

В условиях высокой динамичности  казахстанской системы  образования, ее включения в мировое образовательное пространство качество профессиональной деятельности учителя  сельской школы зависит  от уровня сформированности  его компетентности в области  ИКТ, обеспечивающей  достижение стратегической задачи – приближения  по качеству  образования к уровню городской школы

 Планы по взаимодействии с жизнью

11-12 декабря в Северо-Казахстанской области, где число сельских школ составляет 89% от общего количества школ (в Казахстане - 70%), прошел Республиканский семинар «Использование информационно-коммуникационных технологий в сельской школе». 

 Проведение семинара обозначено в операционном плане АО «НЦПК «Өрлеу»  МОН РК, а его непосредственным организатором стал филиал «Өрлеу» - Институт повышения квалификации педагогических кадров по Северо-Казахстанской области (далее ИПК ПР по СКО).

Тема семинара, как подтверждают его участники, приехавшие из 13 областей Казахстана и г. Астаны, имеет неоспоримую актуальность. Современная сельская школа постепенно приближается по качеству образования к школам города. Все более значимым фактором ее конкурентоспособности становится развитая система связей и отношений с социумом – родителями, социальными партнерами, местным сообществом. Администрация сельской школы учится создавать и использовать этот «социальный капитал» в интересах собственного развития, используя для этого мультимедийные средства, возможности социальных информационных систем в рамках краудсорсинга – целенаправленного использования ресурсов открытого сообщества для получения значимых результатов.

Актуальность темы семинара училивается на фоне противоречия. Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует: развитие образования зависит от стабильных, прекрасно обученных, активных и надежных педагогических коллективов. Вместе с тем, именно в сельских школах происходит утечка педагогических кадров,  ввиду условий жизни, меньших возможностей для саморазвития учителей, их ориентации на обучение собственных детей в городских школах. В этой связи можно говорить  о старении педагогических коллективов в сельских школах,  о нехватке учителей иностранного языка, информатики, музыки, физкультуры, рисования, о непрофильном совместительстве учителей и совмещенных классах в неполных школах, о работающей не в меру своих возможностей  компьютерной технике, о низкоскоростном Интернете.

В числе причин, мешающих использовать ИКТ в учебной и профессиональной деятельности, сельские педагоги называют отсутствие доступа к ИКТ, производственной необходимости, нужного программного обеспечения, а также дефицит времени для освоения, недостаточное  материальное обеспечение.

Все это злободневно на фоне общемировой тенденции: так, начиная с 2008 года, доля городского населания планеты превысила 50%, что официально подтвердило изменение соотношения числа жителей города и села во всем мире.  Сегодня село и сельская школа требуют пристального внимания, поддержки, развития.

Тема, объединившая нас

С какой степенью эффективности и каким образом используются информационно-коммуникационные технологии в сельской школе –таким был предмет анализазаинтересованных участников Республиканского семинара- свыше 100 методистов областных Центров  методической работы и информационных технологий в сфере образования, а также районных и городских методических кабинетов при отделах образования, директоров школ, учителей информатики. В семинаре приняли участие представители Западно-Казахстанской, Актюбинской, Кызылординской, Жамбылской, Южно-Казахстанской, Карагандинской, Алматинской, Восточно-Казахстанской, Мангыстауской, Павлодарской, Акмолинской, Костанайской, Северо-Казахстанской областей, г. Астана.

 

Профессиональное общение первого дня

Начало заинтересованному полилогу в рамках Республиканского семинара было положено в стенах ИПК ПР по СКО, где  был организован первый день семинара – теоретико-методологический.Он начался с выставок, иллюстрирующих взаимодействие  ИПК ПР по СКО со своими партнерами:

- Роботехники (модераторы  - Д.Уалиев, директор неполной  средней школы №16 г. Петропавловска,  учащиеся школ - призеры  республиканского и международного конкурсов);

- цифровых образовательных ресурсов (модератор – Г.Кайнетова, директор  Северо-Казахстанского Центра методической работы  и информационных технологий в сфере образования);

- «Облачные технологии в сфере образования» (модератор – Ю.Гнусин,  заместитель коммерческого директора  Северо-Казахстанской  областной дирекции телекоммуникации – филиала  АО «Казахтелеком»);

- средства Smart learning (с презентацией  функций современных средств  коммуникации в аспекте Smart learning).

Далее участникам  семинара была предложена  экскурсия по институту.Тема экскурсии - «Траектория развития информационно-коммуникационного пространства в национальной системе повышения квалификации «Өрлеу» (модератор – М. Куантаева, заместитель директора института). 

Во время экскурсии сотрудники ИПК ПР по СКО демонстрировали условия и характеристики информационно-образовательной среды, поддерживающей повышение квалификации педагогов.От качества  этой среды зависит  в конечном счете  эффективность применения ИКТ  в сельской школе. Ведущая идея  экскурсии: миссия АО НЦПК «Өрлеу», связанная  с повышением квалификации  педагогов Казахстана, предполагает,  что любой из 17-ти его филиалов  является открытой системой.

Северо-Казахстанский  филиал «Өрлеу»  взаимодействует с широкой  образовательной средой, обмениваясь  с ней энергией, информацией,  материалами, и ее эффективность определяется не только ее системными качествами, но и условиями информационно-образовательной среды ИПК ПР по Северо-Казахстанской области. Во время  экскурсии участники семинара  могли убедиться: в институте создан комплекс  условий для эффективного функционирования информационно-образовательной среды:

         - наличие телекоммуникационных каналов , сервера, проводной и беспроводной сети в учебных аудиториях, обеспечивающий передачу информации , относящейся к образовательному процессу, и доступ к ней;

         -  наличие функционирующей единой локальной сети с выделенным сервером и организацией  доступа  участников  образовательного процесса к внутренним электронныи информационным ресурсам;

         - наличие медиатеки образовательных, учебно-методических и других ресурсов, используемых участниками образовательного  процесса при организации образовательного процесса, направленного на достижение новых образовательных результатов;

         - наличие контролируемого доступа  участников  образовательного процесса к информационным образовательным ресурсам в сети Интернет, в том числе  к электронным образовательным ресурсам, размещенным  в республиканских и областных базах данных;

         - наличие информационно-технических средств  для  дистанционного обучения;

         - наличие официального сайта-портала института;

         - наличие целевых интернет-подписок для учителей-предметников  и других педагогических работников  по вопросам организации  образовательного процесса, направленного  на достижение новых образовательных результатов;

         - наличие  системы защиты информации.

В современных условиях быстрой смены технологий даже высокий уровень предметно-методической компетентности учителей не обеспечивает запросов общественной практики. Учителя необходимо готовить к активному взаимодействию с информационно-коммуникационными  технологиями, техническими  средствами социальных  информационных систем – к такому выводу пришли  выступающие  на пленарном заседании, которое состоялось в рамках 1-го дня семинара.

Особый интерес вызвали тематические выступления «Мектепте  АКТ қолданудың  халықаралық тәжірибесі»( Б. Абилькаримова, МОН РК), «Использование ИКТ в образовательном процессе  сельской школы как фактор обновления  содержания образования» (А.Мухамеджанова, НАО им.Ы.Алтынсарина), «Ауыл мектептері педагогтарының  кәсіби құзіреттілік  сапасын жоғарылатуда АКТ рөлі» (Е.Оразов,Тайыншинский районный отдел образования), «Кәсіби педагогикалық болашақ мамандарды  даярлауда АКТ қолдану» (Б.Батыров, СКГУ им.М.Козыбаева), «Сенсорные технологии  как средство реализации компетентностно-ориентированного обучения в начальном образовании» (Е.Шевчук, СКГУ им.М.Козыбаева), «ИКТ в образовании  особой заботы» (И.Таранюк, СШ№ 13 г.Петропавловска), «Инфокоммуникационные технологии для современного образования» (Ю.Гнусин, Северо-Казахстанская  областная дирекция   телекоммуникаций – филиала АО «Казахтелеком»).  

Продолжением пленарного заседания стали мастер-классы: Smart learning в системе повышения квалификации. Роль цифровых образовательных ресурсов в технологизации образовательного процесса. Общение педагогов в сетевой среде. Видеолекции для дистанционного повышения квалификации.

Модераторы мастер-классов продемонстрировали умение создавать авторские образовательные продукты, способствующие индивидуализации обучения. Тем самым участники мастер-классов, по их собственным признаниям, были мотивированы к познанию новых информационных продуктов, средств коммуникации, к совершенствованию профессиональной деятельности в соответствии с достижениями информатизации. 

Практика и ценности  сельской школы

Второй  день семинара – практикоориентированный – предполагал выезд в Кызылжарский район. Сама по себе поездка большой группы педагогов Казахстана в район самой северной части нашей страны  – интересное событие. Она сопровождалась рассказами о нашем крае, песнями о родине,  теплой встречей на зимней площадке (у школы), где   встречали нас М.Жумабаева, заместитель акима Кызылжарского района,  Б. Аюпов, руководитель Кызылжарского районного отдела образования, З.Буздакова, директор Бескольской средней школы № 2.   

В школе учителя – своими уроками и образовательными мероприятиями – демонстировали компетентность  в области ИКТ.

Принятое определение  указанной компетентности  характеризует ее как совокупность взаимосвязанных качеств  личности педагога (знаний, умений, навыков, способов деятельности), необходимых для продуктивного и самостоятельного использования ИКТ  в образовательной и профессиональной деятельности.

Отметим,  что компетентность в области ИКТ  рассматривают в своих работах многие казахстанские  и зарубежные исследователи. Они указывают на то, что такая компетентность предполагает владение  не только способами работы с персональными компьютерами, но и с информацией в целом. Эта способность должна быть достаточной для того, чтобы успешно жить и трудиться в информационном обществе.

Эта способность должна развиваться и у учащихся. Все посещенные уроки: познания мира в 3А классе (учитель С.К. Искакова), математики в 5Б классе (учитель Н.М. Бубешева), казахского языка (учитель Б.Е. Сарсекеева), биологии в 8А классе (учитель Ж.К. Садвокасов),  истории в 10А классе (учитель Р.И. Растенов) – целенаправленно, последовательно и системно «работали» на формирование информационной компетентности  школьников. Для этого в образовательный процесс были «вовлечены» электронные книги, видеобъяснения материала, образовательное телевидение, мобильные приложения, интернет-ресурсы, планшетные компьютеры. Иначе говоря, к традиционным каналам обучения учителя приобщили современные средства повседневной коммуникации, вместе с тем помня о том, что жизнь в электронном мире не должна менять ценностей современного общества.

Таким образом, проведенные в рамках семинара уроки и образовательные мероприятия: интеллектуально-коммуникационная игра «Бәйге» (учитель  М.Н. Зинкевич), мастер-класс «Информационное сопровождение работы психолога в сельской школе» (психолог Г.М. Ахметова), коучинг для родителей «Секреты воспитания успешного ребенка» (заместитель директора по воспитательной работе Е.В. Самборецкая)  демонстрировали современное понимание учениками и учителями образования, когда:

- расширяется понимание учебного времени - им является не временной отрезок урока, а время, необходимое для выполнения задачи;

- расширяется  понимание учебного пространства - от класса к библиотеке, компьютеру, Интернету;

- образовательная среда  характеризуется наличием  временных, пространственных, информационных и др. ресурсов и средств  обучения, включая  мультимедиа;

- основной компонент – информационный ресурс.

С помощью рефлексии качества уроков и образовательных мероприятий, проведенной тренерами Центра уровневых программ ИПК ПР по СКО с использованием стратегий критического мышления,  участники семинара пришли к единому мнению: к обучению в течение всей жизни (lifelong learning) следует готовить учащихся подобной организацией обучения. Тогда обучение на уроке будет переходить в новое качество – самообразование учащихся (да и учителей). 

Маленькая, но многозначащая деталь, выделенная участниками семинара: от e-learning нужно постепенно переходить к we-learning (мы учим и учимся). Сохраняя технические средства ИКТ, учителю следует делать упор на интерактивное обучение.

Внимание участников семинара было обращено на определение интерактивного обучения, данное доктором педагогических наук Евгенией Коротаевой (Уральский государственный  педагогический университет) в статье  «Когда  интерактивные технологии  интерактивны?» («Народное образование». – 2014.-№3.-С.117): «обучение,  погруженное в общение, но не «замещенное» общением, сохраняющее  общую цель  и содержательные основы  образовательного процесса, но  видиизменяющее задачи, формы, средства и отношения  участников образовательного процессас транслирующих (передаточных) на диалоговые, связанные  с умениями отобрать  и оформить информацию, принимать, осмысливать и интерпретировать ее, делая основой для дальнейшей коммуникации, познания, совместной деятельности участников образовательного                  процесса ».

Результат коллективной мысли

Главный вывод Республиканского семинара – у сельской школы должно быть будущее, чтобы поддержать гармоничное и сбалансированное развитие всего пространства Республики Казахстан. Но будущее сельской школы Казахстана зависит не только от того, куда она идет, но и от того, что создают ее учителя с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.

Республика ұстаздары. – 2014. – №23–24 (желтоқсан)

                           А.Абилькаримова, эксперт управления Департамента дошкольного  

                                    и среднего образования, информационных технологий МОН РК.         

                                А.Мурзалинова, директор филиала АО«НЦПК Өрлеу»«ИПК ПР по СКО»