Наши филиалы

За нарушение авторских и (или) смежных прав наступает ответственность в соответствии с п.1 ст. 48 Главы 5 Закона РК «Об авторском праве и смежных правах»

Вакансии "Өрлеу"

Статья директора Департамента по учебной работе и методическому обеспечению АО НЦПК «Өрлеу» Макатовой Ж.А. - "Учительский журнал" - Образование взрослых:проблемы и тенденции развития

pdf_icon 1590

Развитие системы образования в Республике Казахстан вследствие растущей и углубляющейся взаимосвязи и взаимозависимости всех стран и народов мира невозможно рассматривать в отрыве от процессов и тенденций развития мирового образовательного пространства. Образование взрослых в настоящее время становится важным направлением педагогической деятельности. Оно развивается и количественно, с каждым днем вовлекая в свою орбиту все большее число людей, и качественно, ведь именно здесь в последние годы осуществляются самые значительные теоретические исследования и достигаются практические результаты. Неслучайно V Международная конференция по образованию взрослых, состоявшаяся 14-18 июля 1997 г. в Гамбурге, отметила этот феномен вслед за Комиссией ЮНЕСКО во главе с Ж. Делором, назвав образование взрослых ключом к XXI веку.

Образование взрослых - одна из важных сфер проверки действенности глобальных идей гуманизации обучения. Это объясняется тем, что взрослые отчетливее видят себя субъектами образовательного процесса, а не его объектами, не позволяют педагогам манипулировать собой, строже оценивают свои взаимоотношения с ними. Они не могут себе позволить безрезультатив­ного обучения, поэтому происходит смещение акцентов с ответственности за процесс образования на его конечный продукт.

Теоретическую базу обучения взрослых составляют различные концепции и разработки по соответствующей тематике. Это направление исследований во многих государствах имеет давние традиции и богатую историю. В России, несмотря на то, что уже в трудах выдающихся педагогов конца XIX - начала XX в. К. Д. Ушинского, В. П. Бахтерова, Е. Н. Медынского были сформулированы теоретические основы образования взрослых, они не получили должного развития. Вся работа строится на принципах обычной педагогики. Аналогичная ситуация наблюдается и в области технологий и технических приемов обучения в России. Там, как правило, отталкиваются от опыта обучения детей. Специальные, разработанные для обучения взрослых учебно - методические материалы - большая редкость.

«Андрагогика», как самостоятельная отрасль научно - педагогических знаний, занимающаяся разработкой теории обучения и воспитания взрослых, в педагогической науке Республики Казахстан представляет одно из новых и перспективных направлений.

Впервые термин «андрагогика» был введен немецким историком просвещения Александром Каппом в 1883 году.  Андрагогика (от греч. aner, andros- взрослый мужчина, зрелый муж - +ago- веду) - наука об обучении взрослых.

Что касается организационной структуры, то в большинстве государств образование взрослых рассматривается и функционирует как особая и, во многих случаях, достаточно самостоятельная система. Она включает, прежде всего, различные курсы повышения профессиональной квалификации и переподготовку рабочих кадров. Значительное место в ней занимают университетские (вузовские) центры, которые, как правило, осуществляют подготовку не выше первого университетского уровня, или, по нашей терминологии, среднего специального образования, в последние годы важную роль в обучении взрослых за рубежом играют учреждения дистанционного образования, прежде всего, так называемые открытые университеты.

В России образование взрослых представляет собой конгломерат разнородных и разнокалиберных служб и учебных заведений, не обладающих устоявшимися системообразующими чертами. В рамках формального (организованного в стенах учебных заведений и ведущего к получению полноценного диплома) образования это:

вечерние (сменные) средние школы;

ПТУ и курсы профессионально-технической подготовки различной продолжительности;

заочные и вечерние средние специальные учебные заведения;

заочные и дневные с вечерними и заочными отделениями вузы;

факультеты и курсы переподготовки и повышения квалификации лиц с высшим и средним специальным образованием.

Внеформальное обучение (необязательно заканчивающееся выдачей признанного документа) возможно на профессионально «направленных и общекультурных курсах в народных университетах, центрах непрерывного образования, центрах образования взрослых, по телевидению, на различных курсах интенсивного обучения».

За рубежом контингент обучающихся составляют, в первую очередь, лица, повышающие свою рабочую квалификацию, а также безработные, женщины, представители национальных меньшинств, неграмотные, заключенные, отбывающие сроки наказания, и представители так называемых маргинальных, социально незащищенных или малообеспеченных групп населения. В Казахстане и России, напротив, это - лица с достаточно высоким социальным статусом и уровнем образования, повышающие свою про­фессиональную квалификацию или проходящие переподготовку на уровне высшего образования или последипломного обучения. В последние годы большую часть из них составляют демобилизованные офицеры и государственные служащие.

Что касается преподавателей, то в настоящее время в большинстве стран мира, в том числе, в России и Казахстане, они не имеют специальной андрагогической подготовки. В лучшем случае это работники высших учебных заведений, но чаще - просто лица с педагогическим образованием, либо практики, не имею­щие специальной преподавательской квалификации. Подготовка андрагогов находится в зачаточном состоянии.

Образовательные услуги, предлагаемые взрослым людям, за рубежом варьируются от уровня ликвидации неграмотности до первого уровня послешкольного образования. В России и Казахстане наибольший удельный вес занимает обучение на сту­пенях высшего и последипломного образования.

Каковы же тенденции и перспективы развития образования взрослых по отмеченным выше основным характеристикам?

В законодательной области, очевидно, во всех странах будут продолжены разработка и принятие соответствующих законода­тельных актов в отношении как образования взрослых в целом, так и отдельных его частей (так называемого продолженного образования, последующего образования и т. п.). Именно такой путь настоятельно рекомендовала конференция в Гамбурге. Необходимость разработки и принятия подобного закона в Казахстане очевидна. Отсутствие законодательной базы в настоящее время является главным тормозом на пути развития образования взрослых.

Явно просматривается дальнейший путь оформления образования взрослых в самостоятельную сферу образовательных услуг, имеющую свои организационные, теоретические, научно - методические особенности. В Казахстане, видимо, будут продолжены усилия по организационному оформлению сферы образо­вательных услуг для взрослых, охватывающей государственные, общественные и частные учебные заведения.

Контингент обучающихся в зарубежных странах, по всей видимости, станет все больше пополняться за счет лиц с относительно высоким уровнем образования и социального положения. Идеи постоянного самосовершенствования личности, непрерывного обучения в разных аспектах жизнедеятельности человека неизбежно приведут к такому положению.

В то же время в нашей стране - по мере развития рыночных экономических отношений, снижения уровня социальной защищенности широких слоев населения - будут возникать маргинальные социальные группы, в первую очередь, объединяющие безработных, которые в большей степени будут вовлекаться в сферу образования взрослых.

         Вполне определенной представляется перспектива повсеместной подготовки преподавательских кадров по специальным программам, учитывающим теоретические, научно-методические и практические положения андрагогики.

В то время как в мире будет возрастать число людей, обучающихся на достаточно высоком уровне образования, в Казахстане неизбежно увеличится доля обучающихся на низких его ступенях. Теоретической базой обучения взрослых станет андрагогика, а основной технологией - технология обучения взрослых. И, наконец, обучение будет осуществляться по специальным учебно - методическим материалам, учитывающим возрастные и социально-психологические особенности этой категории учащихся.

Научной основой организации подготовки специалистов в области образования взрослых является разработанный группой российских ученых и утвержденный в 1995 году Государственный стандарт высшего профессионального образования России по специальности "Андрагогика". Он определяет основные уме­ния, навыки, знания и личностные качества, необходимые для осуществления деятельности андрагога, а также обязательный минимум учебных дисциплин для его подготовки.

В мировой практике развитие методологии дополнительного профессионального образования характеризуется следующими тенденциями:

-          многовекторным развитием философских, психологических и педагогических школ и направлений образования взрослых;

-          синтезом новейших достижений по исследованиям личнос­ти взрослых различных философских, психологических и педаго­гических школ и направлений;

-           интеграцией различных философских, психологических и педагогических школ и направлений.

Дальнейшее плодотворное развитие методологии дополнительного профессионального образования Казахстана предполагает интеграцию и синтез позитивных достижений гуманистического, рационалистического, прагматического, психоаналитического, персонологического и других теоретических направлений профессиональной подготовки кадров.

Системообразующим фактором реформирования непрерывной системы профессионального образования любой страны является государственная политика в области образования: законодательная, финансовая, социальная, управления и планирования, которые характеризуются диалектической взаимосвязью и взаимозависимостью. Образовательная политика характеризу­ется следующими тенденциями: противоречивым развитием «элитарного» и массового педагогического образования; экономией государственных ассигнований в профессиональную подготовку кадров; взаимосвязью между вертикальными и горизонтальными структурами управления профессиональным образованием; ростом средней стоимости обучения и увеличением продолжительности обучения; зависимостью пожизненного дохода человека от уровня профессионального образования.

Дальнейшее развитие государственной политики в области дополнительного профессионального образования в Казахстане предполагает сохранение и увеличение государственных ассигнований на профессиональное образование и развитие многоканального финансирования; совершенствование менеджмента профессионального образования; мониторинг и развитие рынка образовательных услуг; улучшение социального положения профессиональных кадров.

Основой организации и структуры профессиональной подготовки кадров является система непрерывного профессионального образования, которая характеризуется следующими тенденциями: возрастанием роли дополнительного профессионального образования в подготовке высококвалифицированных специалистов; развитием системы повышения квалификации и переподготовки профессиональных кадров и созданием отделений, факультетов, центров и институтов по профессиональному образованию взрослых; совершенствованием содержания дополнительного профессионального образования.

Вышеперечисленные тенденции характерны и для непрерывной системы профессионального образования Казахстана. Дальнейшее обновление системы дополнительного профессионального образования необходимо осуществлять с учетом развития мирового образовательного пространства и принципов открытого общества.

Таким образом, развитие дополнительного профессионального образования в Казахстане должно совершенствоваться на основе научно-обоснованной концепции образования взрослых: государственной политики в области дополнительного профессионального образования; диалектической взаимосвязи теоретических педагогических направлений профессиональной подготовки взрослых с философией и психологией; гибкости и вариативности содержания дополнительного профессионального образования; совершенствовании форм и методов обучения взрослых на основе практического применения новых информационных технологий.